«Вонмемъ...» —
о-глашает попъ для особенного внимания и вслушивания в начале таинства. Миряне, склонив главы, внимают слову еванггелиоꙋ [εὐαγγέλιον]. Попъ певучим древнерусским глаголем жжёт сердца чадъ. Услышать и понять писание непросто, а осознать ещё сложнее. Что будет услышано, то будет помощью ко спасению. Звучит Благовест древнерусского слова от проводника. Фанамонарь определяет глас для клира, мирян. Каждый глас-напев имеет свой оттенок в переливах голоса и направлен к выражению и пробуждению достойных чувств. Жжения душ предстоящих осуществляет О́сьмогласный распев [8 гласъ — осьмогласие] с передачей полноты древнерусского слога.
Литꙋргі́ѧ верных —
это первый ключевой момент, но момент происходит не для всех. Оглашенных, неверных и захожан поп по негласной просьбе верных просит удалиться, дабы не мешать молящимся верным. Ежели они останутся, то понять происходящее не имутъ.
Кли́ръ (κλῆρος — клирос) —
причт церковный, где единственный ведущий женский голос, оперное колоратурное сопрано, в перегласовке с попъм создают вибрации воздуха для всех молящихся. Глаголющие жёны и мужи вторых и третьих голосов выступают от общины для инвенции гласов [Ѧӡьікъв]. Клиръ женской [сопрано, альт] и мужской части (альт и бас) под руководством
Гласов-одьцъ —
он же прото-псалтъ [πρωτοψάλτης — протопса́лтис, регент] — помогает верным славить, воспевать славянскую песнь про-славления на древнерусском Ѧӡьіке по кондаку. Характерными особенностями древнерусского распева служат живость и свежесть радостного религиозного чувства, задушевная теплота и художественность, с внешней стороны — свобода мелодического движения, лёгкость темпа, мягкость и плавность голосоведения, а в то же время и церковность, вложенная в кондакарное, или кондарное,
Зна́мѧ —
это древнерусские ноты-буквы для пения. Буквы, записанные с крючками и столпами, называются знаменная русская система. Буквенная нотация отличается от линейной [латинско-католической] тем, что линейные ноты обозначают только высоту и продолжительность звука, а знамена, древнерусские буквы-ноты, безлинейные, — и высоту, и продолжительность, и ритм, в то же время они вполне точно и в высшей степени наглядно выражают внутренние построения напева, отдельные попевки, периоды мелодий и даже своеобразные оттенки исполнения, пронизывающие главы стоящих. Жжение духа внутри плоти невидимое, передаётся жжением физическим от
Ѧроваѧ свѣчь —
яровая свеча как символ горения души человека. Огонь въ плоти, земном сосуде, тлеет у чадъ стоящих. Свеча яровая, горящая от лампады, олицетворяет единение Духа внутри плоти с Духом Святым на Вход Великъ.